Сегодня мы поговорим о театре и о том, какое значение он несёт обществу. Сегодня люди идут в театр с большим интересом и серьёзно относятся к этому виду искусства. В этой сфере пророчат погибель, но этого не случается.
Даже наоборот, сейчас возник всплеск интереса к театру. Люди приходят в театр за каким-то «лечением», проповедью, ведь он является образовательным и воспитательным институтом, а не просто развлечением.
Человек проводит параллель происходящего на сцене со своими проблемами и пытается найти пути их решения. В театр идут и за успокоением, так как в жизни не всё так просто. Об этом писали не только со времён Шекспира, но и других известных авторов.
В некоторых спектаклях раньше пытались режиссёры настолько высказаться, насколько нельзя было этого делать. Для того чтобы получить разрешение на хорошую пьесу, нужно было поставить пять «производственных» пьес, всё было чётко спланировано.
- В чём отличие современного театра?
- Можно ли назвать русский театр психологическим? Чем он отличается от театра других стран?
- Театр и современные технологии
- Театр — градообразующий культурный центр?
- Можно ли назвать театр социальной лабораторией?
- Читать или играть на сцене?
- Влияние «агрессивной тусовки» на умы сомневающихся
В чём отличие современного театра?
Театр всегда воспринимался как какое-то сакральное место, где люди друг друга понимали, в том числе и мысли, транслируемые режиссёром в спектакле. Для артистов театр был вторым домом. Сейчас всё очень изменилось, театр стал больше похож на работу. Раньше театр был храмом мне только для зрителей, но и для артистов тоже.
Можно ли назвать русский театр психологическим? Чем он отличается от театра других стран?
Русский психологический театр является достоянием России. Мы не должны относиться к нему с пренебрежением, а обязаны культивировать и всячески поддерживать. Сейчас он находится в некоем упадке, так как европейская манера игры охватила наши сцены.
Российские эксперты по золотым маскам всячески приветствовали последние 20 лет европейский театр. Мы потеряли способность разбирать пьесы по-настоящему, а режиссёру перестали учиться работать над материалом.
Это очень большая опасность, но хорошо, что мы спохватились в последний момент и маятник качнулся в сторону русского психологического театра. Мы немного устали от европейского авангардного театра, которые мы взрастили на нашей почве.
Сейчас главная задача наших мастеров — вернуть умение режиссёрам работать с артистами, над текстами и смыслами, которая вложены в смысл пьес.
Театр и современные технологии
Современные технологии стирают грань между театром и телевидением, ставятся большие экраны, артисты выступают с микрофонами. Это величайшая ошибка, ведь визитная карточка каждого артиста — это его голос, интонация. Применение микрофона привносит механический оттенок в речь. Мы никак не можем понять, что мы уникальны и подражать кому-либо не нужно.
Наше достояние — это русский психологический театр, и мы должны этим гордиться. От больших экранов на сцене нужно отойти, так как это уже надоело. Надо вернуться к тому театру, когда стоит звенящая тишина в зале.
Мы знаем многих артистов-эмигрантов, которые потерпели поражение, пытаясь показать русский психологический театр за рубежом. В театре нужно всё «разложить по полочкам», а это уже ремесло.
Театр — градообразующий культурный центр?
Обязательным условием является то, что если есть театр, то и должен быть город. Без хлеба и зрелищ не может жить человек. Нам нужно воображение, фантазия, создание новой реальности. В то же время театр должен быть простым.
Если человек впервые идёт в театр, ему должно там понравится, чтобы прийти туда ещё не раз. Необходимо делать такие спектакли, которые завораживают зрителя и побуждает привезти в следующий раз своих родных и близких.
Можно ли назвать театр социальной лабораторией?
В предыдущие десятилетия, когда появился европейский театр, это был театр тьмы и проповедовал что-то дешёвое, сложное, мрачное.
Когда была война, ставили комедии, потому что хотелось развлекаться и уйти от этого. Это нанесло какой-то вред нашей культуре, мы должны вернуться на сторону света.
Социальной задачей театра сейчас является проповедовать добро и важные ценности для человека: любовь к ближнему, своей семье, детям, родине. Сейчас мы стесняемся про это говорить, а это очень важные аспекты, которые позволяют нам ценить всё, что послал нам Бог.
Читать или играть на сцене?
Литературные произведения прежде всего необходимо читать, чтобы понять смыслы, а потом уже идти на постановки. Если это делать наоборот, то от этого будет только вред.
На сегодняшний день наша культура нуждается в защите, так как она испытывает большое негативное влияние и попытки «растления». Русская культура должна идти своим путём и не подражать европейской. В каждой пьесы должна быть поставлена так, как её описал классик, а не выдумал режиссёр.
Наша культура находится в хорошем состоянии. Имея такую основу, как наша литература, драматургия, мы не можем уйти во мрак.
У нас есть культурный код, который заложен в умах людей ещё со школы. Российский театр будет неким защитником культурной цивилизации. Если у государства есть заказ на позитивность, добро, то его необходимо выполнять.
Влияние «агрессивной тусовки» на умы сомневающихся
Человек мыслит образами и на него воздействуют через образы. Это гораздо эффективнее, чем воздействовать через слова. Сейчас мнение меньшинства очень агрессивное и оно подавляет тех, кто сомневается.
Всё приходит к тому, что сомневающиеся люди боятся высказывать своё мнение. «Агрессивная тусовка» сегодня заняла всё, поэтому нам нужно понять, что мы не боимся высказываться.
Самое ужасное, что молодёжь прислушивается к этим авторитетам и раскрученным именам, не зная, что хорошо, а что плохо. Нужно вернуть нашей религии настоящую духовность.
Русская литература является комментарием к Евангелию, а театр — превращением этих комментариев в наглядные образы, трактовкой Заповедей Божьих. На сцене нужно работать так, чтобы спектакль не стыдно было показать своим детям и родителям.
Нам лучше прислушиваться к Востоку, где очень жёсткие правила и много хорошего. От Запада надо отойти. Мы стали забывать, что солнце восходит на востоке, то есть в России, а не в Японии. Россия — Восток. Нужно направить всех людей в сторону добра и на принципы русской культуры.
Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Лариса Луппиан