Большой разговор о театре. Социальная роль театра

Сегодня мы находимся в великом Александрийском театре, царском фойе. Мы пришли сюда поговорить с художественным руководителем и народным артистом Валерием Владимировичем Фокиным о театре, о его современном состоянии.

Любили ли вы в детстве театр? Как вы сюда пришли?

В детстве я очень равнодушно к нему относился. Тогда в советских школах регулярно и в обязательном порядке водили в театр. Тогда по юности мне это не нравилось, но такой подход является неплохим. В театре мне было скучновато. Потом уже, закончив училище, я стал оформлять спектакль пока в любительских студиях. Через это я стал более близок к этому искусству.

Зачем зритель приходит в театр?

Для меня этот вопрос тоже очень серьёзный и однозначно на него ответить я не могу. Зритель — понятие неоднородное. Сегменты зрителей очень большие и разные. Есть определённый процент зрителей, которые приходят сюда в живую получить некое эмоциональное ощущение и задуматься о жизни, но их немного. Основная часть людей приходит посмотреть на медийных артистов, взять у них автографы.

Другая часть зрителей приходит сюда, так как театр обладает уникальным изданием, красотой, и им необходимо поставить галочку, что они были в том или ином театре, похвастаться перед друзьями. Кто-то посещает театр для развлечений, отдыха или заходит сюда случайно. Путают тот факт, что драматический театр и наш театр ориентированы на серьёзный репертуар, который интерпретируется разными режиссерами.

Необходимо показать, как классика соотносится с нашей сегодняшней жизнью. Несомненно, нужно делать и развлекательный спектакли специально для тех, кто приходит в театр отдохнуть. Театр вообще должен быть разным. Но драматический театр должен исполнять исключительно серьёзную миссию.

С чем связаны 60-70-е годы в театре, когда зрители ломились за билетами в театр? Почему зритель ушёл из театра в 90-е годы?

Эти волны связаны с контекстом, общественным положением и ситуацией, так как в семидесятые годы зрители активно ходили в театр, так как он являлся единственным «рупором», в котором можно было услышать некую запрещённую правду. В 1985 году был «взрыв», так как кто, о чём говорили на кухне, стали показывать на сцене. Люди стояли ночами в очереди за билетами, так как они хотели услышать откровенную правду.

Феномен театра идёт ещё с Древней Греции. Во времена античности были огромные амфитеатры, включающие в себя по 8 тысяч человек. Тогда все в едином порыве слышали слово «актуальность». Потом, когда раскрылись «шлюзы», появилась масса других возможностей.

Все довольно быстро поняли, что советская власть плохая и перестройка не получилась. Оказалось, что всё дело в человеке, а не в том, что мы говорим. Сейчас снова зритель возвращается в театр, интерес к нему возобновляется и мы становимся свидетелем целого акта, который происходит на твоих глазах.

Вам может быть интересно:  Концептуальные центры в России. Красный и Западный проекты

В чём социальная роль театра ведь он существует более 2.5 тысяч лет?

На протяжении длительного времени театр в большинстве своём выполнял воспитательную и просветительскую функцию. Самым актуальным является новый автор, и зрители это знают. Самая главная задача искусства — строительство человека. Никаких иллюзий питать не надо, ведь заполняется зал на 800-900 мест и это совсем не значит, что все перестроятся и поймут вне сюжетный смысл. Театр не может изменить человека, он может дать лишь импульс к изменению.

Человек может соотнести свой опыт с тем, что он увидел на сцене. Он может понять через какую-то другую судьбу свою и может поменяться. Это эмоциональный и сознательный момент. В 2019 году мы провели международную театральную Олимпиаду.

Это было колоссальное событие, так как Олимпиада была самой большой за всю историю, но она захватила всю страну. Зрители очень активно включились в эту театральную эстафету. У людей был неподдельный энтузиазм, особенно в регионах. Это было не только любопытство, но и желание развиваться, увидеть что-то другое.

Отличается ли русский психологический театр (репертуарный) от театров мира?

Репертуарный театр отличается от мирового тем, что основные правила и законы были сформированы в России. Репертуарный театр имеет главное качество — воспитание поколения. Приходят молодые артисты, которые берут и переносят опыт от старших. Это то воспитание, когда есть некая семья и неформальная преемственность. Русский психологический театр выстраивает некую художественную идею и репертуарную линию.

Любой театр имеет свою «художественную физиономию». Русская школа репертуарного театра делает акцент именно на актёрскую школу. Понятие «психологический театр» стало демагогией. Русские актёры более чувствительны с точки зрения внутреннего психологического процесса, чувства формы.

Вам может быть интересно:  Враг у нас тут. Состояние русской армии

Должен ли присутствовать актёрский профессионализм наряду с тем, что сейчас мы видим статичного актёра, камеру, микрофон?

К сожалению, сегодняшнее проявление времени является вредным и преступным. Появилось огромное количество актёров-комментаторов. Сцена всегда требует эмоций, внутренней наполненности.

 Сейчас очень много формализма, и это развращает артистов, даже самых способных. Молодые режиссёры всё меньше стали обращать на это внимание. Безусловно, применять «штампы» в театре необходимо, но нужно знать, зачем. Если можно без этого обойтись, то и никакие экраны, микрофоны не нужны.

Можно ли перенести театр на плёнку, потеряется ли главное?

Театр можно перенести лишь в том случае, если сделать адаптацию, совершенно другую версию. Фиксация спектакля на камеру вживую не передаст духа театра.

Должен ли идти театр в регионы и стать градообразующим центром?

Настоящий серьёзный театр является элитарным искусством. Но здесь под «элитой» надо понимать степень подготовки театрального зрителя. Настоящий элитный театральный зритель — это тот, кто умеет считывать план, смысл по-разному и берёт спектакль в объёме.

В регионы театр обязательно должен идти, так как в каком-то небольшом городе он может стать настоящим культурным и духовным центром. Вокруг театра может образоваться некая среда, которая даёт большой толчок в культуре и образованию. Если люди в этом плане обладают внутренним вкусом, они по-другому и работают.

Нуждается ли национальная русская культура в государственной защите?

Одними формулировками и защитой законами тут не обойдёшься. От кого защищать и что защищать является тонким вопросом. Есть вещи, которые связаны со вкусом и цензурой. Творческий человек должен иметь некий внутренний центр не потому, что он должен чего-то бояться, а чтобы обрести гармонию и понять, что правильно, а что нет. Везде нужен индивидуальный подход.

Вам может быть интересно:  Большой разговор о театре. Театр и современные технологии

Этим не должны заниматься чиновники, а должен быть создан специальный экспертный совет, то есть те профессионалы, которые разбираются и понимают в этом деле. У нас в России это не налажено, так как чиновнический опыт столетний является довольно крепким. Чиновник должен действовать на основании экспертных советов, ведь в них есть дискуссия.

Большой разговор о театре. Социальная роль театра

Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Валерий Фокин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: