Большой разговор о театре со Львом Додиным

Сегодня мы посетили Малый Драматический театр Европы для того, чтобы поговорить с художественным руководителем Львом Абрамовичем Додиным о его понимании и значении театра для нашего общества.

Содержание
  1. —  Лев Абрамович, добрый день. Мы хотели бы поговорить с вами как с высоким профессионалом о том, зачем человек приходит в театр?
  2. — То есть зритель приходит за развлечением, а получает лечение?
  3. — Институт театра существует несколько тысяч лет. Можем ли мы назвать его важнейшим социальным институтом государства?
  4. — Можем ли мы сказать, что наше общество сформировано русским театром конца XIX-начала XX века?
  5. — Если мы будем говорить про 70-80е годы, то «театр тоже бил в барабаны» и привёл к развалу того, на чём жил? Лишь в 90е годы получил полную свободу и почему-то не оказалось ни одного зрителя в зале?
  6. — Сейчас мы находимся не просто в помещении, а в балетном классе. Что происходит с современным театром? Куда уходят профессионалы? Зачем появляются микрофоны, экраны? Почему артисты статичны на сцене?
  7. — Театр — это развлечение для элиты или градообразующий элемент?
  8. — Считаете ли вы, что театральные деятели должны сформировать экспертное сообщество для того, чтобы оценивать то направление, которое нуждается в финансировании?

—  Лев Абрамович, добрый день. Мы хотели бы поговорить с вами как с высоким профессионалом о том, зачем человек приходит в театр?

Наверное, для того, чтобы переключиться с бытового хода вещей ещё во что-то с более высоким смыслом. В театре человек может погрузиться в другое духовное пространство, но театр не всегда удовлетворяет такому запросу.

Зритель, в свою очередь, к этому привыкает и не испытывает удовольствие от увиденного, а приходит в театр для развлечения. В любом случае, человеку хочется остаться в темноте, наедине с самим собой и одновременно со всеми.

Театр даёт такую уникальную возможность погрузиться в сюжет спектакля и спастись от одиночества. Чем серьёзнее театр, в который зритель приходит, тем серьёзнее становится он сам и его душа.

То есть зритель приходит за развлечением, а получает лечение?

Да, но мера осмысленности этого лечения является вопросом наличия искусства. Любой, даже самый посредственный театр, лучше самого отличного батальона. Сегодня это звучит немного странно, так как мы привыкли больше гордиться батальоном. На самом деле, театр никого не убивает и не ранит человека.

Театр всегда прежде всего лечит душу, ведь она у нас у всех больная. Даже те, кто считает себя абсолютно здоровым, оптимистами, тоже нуждаются в этом лечении и иногда хоть на немного становятся абсолютно другими.

Институт театра существует несколько тысяч лет. Можем ли мы назвать его важнейшим социальным институтом государства?

Понятие «социальный институт» всегда приравнивают к таким словам, как «правоохранение», «образование» «пенсионное обеспечение» и т.д. А искусство существует независимо от государства и социальных обстоятельств. Искусство — это то, что живёт в человеке, а значит, и в народе. Если в человечестве нет искусства, то оно перестанет существовать.

Вам может быть интересно:  Экономический кризис в Европе и перенос немецкой промышленности в США

Искусство — это человекообразующий предмет и народообразующее понятие. Государство, которое должно организовывать и обслуживать народ, должно и развиваться. Искусство заинтересовано в том, чтобы его поддерживало государство. Но государство не способно на него влиять.

Когда мы говорим, что государство должно оплачивать искусство, это глубокое заблуждение. Государство без искусства теряет народ как некую душевную субстанцию.

Это очень важная и тонкая грань, ведь государство, принимая театр как социальный институт, считает себя способным разбираться в искусстве, но это совершенно не так, ведь оно занято совершенно другими делами.

Искусство всегда обнаруживает то, что является не хорошим и «болит» и нужно исправлять и лечить, а государство старается, чтобы у всех всё было хорошо.

Можем ли мы сказать, что наше общество сформировано русским театром конца XIX-начала XX века?

Общество как некий социальный субъект, сформирован очень многими обстоятельствами, начиная с Ивана Грозного и Петра |. Искусство всегда сопротивлялось ходу истории. Рассвет театрального искусства тесно связан с революцией.

Любое историческое событие вносит вклад в контекст искусства. Художники, как люди, мыслящие революционно, которые всегда недовольны существующим, очень часто призывают к переменам и накликивают революцию.

Это давало возможность художникам меняться и открывать новое. Но очень часто революции их «уничтожала» и делала ненужными. Рассвет искусства в эпоху революции является очень противоречивым вопросом. На волне античеловеческих идей иногда рождаются гениальные постановки.

Если мы будем говорить про 70-80е годы, то «театр тоже бил в барабаны» и привёл к развалу того, на чём жил? Лишь в 90е годы получил полную свободу и почему-то не оказалось ни одного зрителя в зале?

В нашем театре в 90е годы был переполненный зрительский зал. В 1991 году мы выпустили спектакль «Бесы», который шёл 8 часов, потом показывали его почти 20 лет. Настоящий театр людям был нужен.

Вам может быть интересно:  Переход в Новый валютный мир. Сценарии экономического спада

Другое дело, что это был слом эпох, а значит и театра тоже. Начиная с Октябрьской революции, русский передовой театр стал уничтожаться, так как он «подгонялся» к цензуре и границам.

Тот факт, что становилось меньше свободы и больше рабства, сводило функции театра на нет. Артистов театра всё больше заставляли играть фальшивые слова и спектакли. Рухнул Советский Союз и одновременно советский театр. Возник некий кризис: по-старому было нельзя, а по-новому было невозможно и трудно.

В результате того, что театр всегда надеется на лучшее, он становится жертвой того, на что он надеется. Это свойство и трагедия искусства. Трагедия искусства состоит в том, что оно рождается на сопротивлении. В Советском Союзе 90% писателей были всем довольны.

Сейчас мы находимся не просто в помещении, а в балетном классе. Что происходит с современным театром? Куда уходят профессионалы? Зачем появляются микрофоны, экраны? Почему артисты статичны на сцене?

Тело и голос — это одни из главных средств выражения души актёра. Сейчас проводят всевозможные тренинги выпускников театральных учебных заведений. Мимикой, жестами и голосом занимаются, к сожалению, очень мало, поэтому актёрская культура падает.

Поэтому возникает потребность в микрофоне, увеличительных стёклах, в компьютерах и экранах. Но, с другой стороны, эти средства убивают у артистов потребность внятно говорить, чувствовать и мыслить.

Появление новой современной техники в театре никак его не меняет. Когда мы подменяем прожекторами артистов, смысл и чувства, мы вступаем в опасную зону, так как начинаем уничтожать главный язык театра — человека и всего происходящего с ним.

Технология театра — это слово, интонация, глаза. Одновременно с тем, что мы отучаемся слышать человеческий голос, артист отучается им владеть.

Помощь языка техники всегда полезны театру, но, когда технический прогресс начинает убирать сам театр, возникает кризис театра. Его ядро обязательно сохранится, так как человеку нужно «станцевать удачную охоту».

Вам может быть интересно:  Большой разговор о театре с Соломоном Спиваком

Театр — это развлечение для элиты или градообразующий элемент?

Театр могут и должны понимать все. Он, так же, как и музыка, литература, тоже является языком изучения. Театр должен быть в каждом городе. В Советском Союзе почти в каждом городе были театры и сейчас эта тенденция сохранилась, хоть и формы существования его меняются в России. В нашей стране театр активно развивается несмотря на кризис и тяжёлую обстановку.

Государство обязано всячески, в том числе и экономически, поддерживать театр. На сегодняшний день такая поддержка очень слабая в отличии от театров Федерального назначения. Это чрезвычайно большая проблема на сейчас в России.

Считаете ли вы, что театральные деятели должны сформировать экспертное сообщество для того, чтобы оценивать то направление, которое нуждается в финансировании?

Если о театре будут говорить в рамках стратегии национальной безопасности, то это очень опасно, ведь искусство и культура в целом не могут решать такие вопросы. Вопрос безопасности может решать только государство. Оно ничего не понимает в искусстве, и так было всегда. Поддержка искусства — это поддержка свободы духа.

Большой разговор о театре со Львом Додиным

Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Лев Додин

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: