Сегодня мы в Молодёжном театре на Фонтанке. Пришли мы сюда поговорить с художественным руководителем, народным артистом Соломоном Яковлевичем Спиваком. Приглашаю вас к этому разговору.
- — Семен Яковлевич, мы очень рады видеть вас в вашем же театре. Большое спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами о театре. Как вы считаете, зачем люди в него ходят?
- — Тогда чем театр отличается от цирка?
- — Можно ли перенести театр на плёнку? Есть ли разница в том, как он будет воздействовать на человека: при помощи экрана и вживую?
- — Нужны ли сегодня профессионализм, дикция, пластика у актёров? Многие сейчас пользуются микрофонами, экранами.
- — Если театр существует 4 тысячи лет, то он несёт и социальную функцию?
- — Режиссёрский театр — это русский театр?
- — Может ли быть русский театр на западной почве?
- — С чем связан расцвет театра в 70-е годы и его спад в девяностые?
- — Что стало с театром потом, почему в него пришла пошлость и безвкусица?
- — Театр — это развлечений для элиты или он должен быть в каждом городе?
- — Должен ли театр быть в школе? Должны ли дети ставить спектакли? Что важнее: прочитать произведение или его поставить?
- — Способен ли театр изменить общество?
- — Должны ли мы защищать русскую театральную культуру?
- — Елизавета Петровна сказала: «дабы искоренить скотство нравов, учредить в Петербурге императорский театр!»
— Семен Яковлевич, мы очень рады видеть вас в вашем же театре. Большое спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами о театре. Как вы считаете, зачем люди в него ходят?
Поход в театр длится людьми уже на протяжении 4 тысяч лет. Театр является уникальным психологическим открытием. Жизнь идёт буднично, меркантильно, привычно, а поход в театр — это праздник для человека.
Те люди, которые живут в ритме «работа-дом-семья», воспринимают театр как праздник. Настоящий театр является поэтичным, т.к. некая заземлённость нашей жизни диктует нам уравновешивание и встречу с поэтической историей.
— Тогда чем театр отличается от цирка?
У них разные приспособления воздействия. Если человеку необходим «подъем души», можно пойти по религиозному пути и сходить в храм. Есть и светский путь, предполагающий поход в кино, цирк, театр, концерт.
— Можно ли перенести театр на плёнку? Есть ли разница в том, как он будет воздействовать на человека: при помощи экрана и вживую?
Настоящий театр невозможно передать через плёнку. Театр, цирк, филармония находятся перед зрителем без всяких «передаточных устройств». Люди очень устали от развития цивилизации и им нужен простой и настоящий разговор о жизни.
— Нужны ли сегодня профессионализм, дикция, пластика у актёров? Многие сейчас пользуются микрофонами, экранами.
Театр является старомодным искусством. Кино преследует совершенно другие задачи, связанные с заработком, и у него нет цели найти хорошего артиста, режиссера, имеющего определенный взгляд на жизнь.
Искусство — это стремление спектакля к вертикали. Он всегда должен подниматься сам над собой и двигаться в небо.
— Если театр существует 4 тысячи лет, то он несёт и социальную функцию?
Территория искусства — это территория морали и нравственности. Поэтому существует некий конфликт между артистами и режиссёром. Социальная функция размывается, но присутствует.
— Режиссёрский театр — это русский театр?
Вообще, любой театр родился как русский. У нас всегда был театр, от которого невозможно оторваться. Он говорил с людьми в зале вживую. Если в спектакле не присутствует зритель, он не состоится. Это очень сложное искусство. Сейчас многие режиссеры занимаются самовыражением и их не интересует зритель.
Театр несёт большую психофилософскую цель. После удавшегося спектакля очень интересно смотреть на лица зрителей, которые задумываются о себе и своей жизни. В наше время театр в должной мере не оценен правительством. Его называют храмом потому, что он похож на него очищением души человека. Хороший спектакль сделать очень сложно.
— Может ли быть русский театр на западной почве?
Не нужно строить иллюзий, что западный театр строится в особой парадигме. Он основан на традициях русского театра. «Западники» преклоняются перед ним и глубоко уважают его, несмотря на имеющиеся противоречия.
— С чем связан расцвет театра в 70-е годы и его спад в девяностые?
Такие волны связаны с отсутствием денег и сложным жизненным существованием людей в то время.
— Что стало с театром потом, почему в него пришла пошлость и безвкусица?
Потом мы стали жить лучше. Современный человек делится на 2 части. Для того, чтобы тело стремилось наверх, нужно много думать о небе, Царствии Божьем. Это даёт возможность понимать людей.
А если человек идёт другим путём, то у него преобладает нижняя часть тела. Именно поэтому произошло разделение театра на низкий и высокий. В настоящем театре должна обнажаться душа, а не тело.
В театре можно играть по-разному: откровенно, искренне или просто формально. Таких спектаклей сейчас очень много. Если у человека не работает душа, то его устроит театр формы, а не содержания. Мы пытаемся искать содержание, что очень трудно.
— Театр — это развлечений для элиты или он должен быть в каждом городе?
Когда Станиславский организовывал театр, он специально назвал его общедоступным и художественным, а не элитарным. Поэтому театр — это градообразующий элемент.
— Должен ли театр быть в школе? Должны ли дети ставить спектакли? Что важнее: прочитать произведение или его поставить?
Любой детский культпоход энергетически разбивает театр. У театра есть рамки и человек для него должен сначала «созреть». Сейчас такое сложное время, когда непонятно, что хорошо, а что плохо. Изменились многие понятия: честность, благородство, добро и т.д. Я запретил детям посещать наш театр.
— Способен ли театр изменить общество?
Нет. Для того чтобы человек изменился, необходимо, чтобы он сначала этого захотел. Изменение человека к лучшему после посещения театра, является некой мечтой.
Люди, выходя из зала после просмотра спектакля, сначала не торопятся, обдумывают, переосмысливают, близко принимают к сердцу происходящее, но не стараются что-то изменить впоследствии и обо всем забывают.
— Должны ли мы защищать русскую театральную культуру?
Мы её защищаем в меру тех сил, которые у нас имеются. Знаете ли вы, что в устав театра теперь введено понятие предоставление «услуг населению»? От этого у нас идёт финансирование. Это придумал какой-то чиновник и своей фразой «закомплексовал русский театр».
Относиться к театру, как к услуге, невозможно. Я бы на месте министра культуры убрал это ужасное слово. Сейчас вообще все проблемы в жизни связаны с услугами.
— Елизавета Петровна сказала: «дабы искоренить скотство нравов, учредить в Петербурге императорский театр!»
Это гениальная фраза. Театр сейчас не занимается творчеством, а лишь оказывает услуги, что является основной проблемой театра. Артисты должны постоянно открывать для себя какие-то части души. Хотелось бы больше «телодвижений» Министерства Культуры.
Театр сегодня «погибает» и нуждается в дополнительной помощи. Единственный театр, который ее получает в полной мере, это Федеральный.
Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Соломон Спивак