Большой разговор о театре с Соломоном Спиваком

Сегодня мы в Молодёжном театре на Фонтанке. Пришли мы сюда поговорить с художественным руководителем, народным артистом Соломоном Яковлевичем Спиваком. Приглашаю вас к этому разговору.

Содержание
  1. — Семен Яковлевич, мы очень рады видеть вас в вашем же театре. Большое спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами о театре. Как вы считаете, зачем люди в него ходят?
  2. — Тогда чем театр отличается от цирка?
  3. — Можно ли перенести театр на плёнку? Есть ли разница в том, как он будет воздействовать на человека: при помощи экрана и вживую?
  4. — Нужны ли сегодня профессионализм, дикция, пластика у актёров? Многие сейчас пользуются микрофонами, экранами.
  5. — Если театр существует 4 тысячи лет, то он несёт и социальную функцию?
  6. — Режиссёрский театр — это русский театр?
  7. — Может ли быть русский театр на западной почве?
  8. — С чем связан расцвет театра в 70-е годы и его спад в девяностые?
  9. — Что стало с театром потом, почему в него пришла пошлость и безвкусица?
  10. — Театр — это развлечений для элиты или он должен быть в каждом городе?
  11. — Должен ли театр быть в школе? Должны ли дети ставить спектакли? Что важнее: прочитать произведение или его поставить?
  12. — Способен ли театр изменить общество?
  13. — Должны ли мы защищать русскую театральную культуру?
  14. — Елизавета Петровна сказала: «дабы искоренить скотство нравов, учредить в Петербурге императорский театр!»

Семен Яковлевич, мы очень рады видеть вас в вашем же театре. Большое спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами о театре. Как вы считаете, зачем люди в него ходят?

Поход в театр длится людьми уже на протяжении 4 тысяч лет. Театр является уникальным психологическим открытием.  Жизнь идёт буднично, меркантильно, привычно, а поход в театр — это праздник для человека.

Те люди, которые живут в ритме «работа-дом-семья», воспринимают театр как праздник. Настоящий театр является поэтичным, т.к. некая заземлённость нашей жизни диктует нам уравновешивание и встречу с поэтической историей.

Тогда чем театр отличается от цирка?

У них разные приспособления воздействия. Если человеку необходим «подъем души», можно пойти по религиозному пути и сходить в храм. Есть и светский путь, предполагающий поход в кино, цирк, театр, концерт.

Вам может быть интересно:  Антикапитализм справа. Критика капитализма

Можно ли перенести театр на плёнку? Есть ли разница в том, как он будет воздействовать на человека: при помощи экрана и вживую?

Настоящий театр невозможно передать через плёнку. Театр, цирк, филармония находятся перед зрителем без всяких «передаточных устройств». Люди очень устали от развития цивилизации и им нужен простой и настоящий разговор о жизни.

Нужны ли сегодня профессионализм, дикция, пластика у актёров? Многие сейчас пользуются микрофонами, экранами.

Театр является старомодным искусством. Кино преследует совершенно другие задачи, связанные с заработком, и у него нет цели найти хорошего артиста, режиссера, имеющего определенный взгляд на жизнь.

Искусство — это стремление спектакля к вертикали. Он всегда должен подниматься сам над собой и двигаться в небо.

Если театр существует 4 тысячи лет, то он несёт и социальную функцию?

Территория искусства — это территория морали и нравственности. Поэтому существует некий конфликт между артистами и режиссёром. Социальная функция размывается, но присутствует.

Режиссёрский театр — это русский театр?

Вообще, любой театр родился как русский. У нас всегда был театр, от которого невозможно оторваться. Он говорил с людьми в зале вживую. Если в спектакле не присутствует зритель, он не состоится. Это очень сложное искусство. Сейчас многие режиссеры занимаются самовыражением и их не интересует зритель.

Театр несёт большую психофилософскую цель. После удавшегося спектакля очень интересно смотреть на лица зрителей, которые задумываются о себе и своей жизни. В наше время театр в должной мере не оценен правительством. Его называют храмом потому, что он похож на него очищением души человека. Хороший спектакль сделать очень сложно.

Может ли быть русский театр на западной почве?

Не нужно строить иллюзий, что западный театр строится в особой парадигме. Он основан на традициях русского театра. «Западники» преклоняются перед ним и глубоко уважают его, несмотря на имеющиеся противоречия.

Вам может быть интересно:  Оценка международной обстановки. Ситуация в Европе и Словакии

 С чем связан расцвет театра в 70-е годы и его спад в девяностые?

Такие волны связаны с отсутствием денег и сложным жизненным существованием людей в то время.

Что стало с театром потом, почему в него пришла пошлость и безвкусица?

Потом мы стали жить лучше. Современный человек делится на 2 части. Для того, чтобы тело стремилось наверх, нужно много думать о небе, Царствии Божьем. Это даёт возможность понимать людей.

А если человек идёт другим путём, то у него преобладает нижняя часть тела. Именно поэтому произошло разделение театра на низкий и высокий. В настоящем театре должна обнажаться душа, а не тело.

В театре можно играть по-разному: откровенно, искренне или просто формально. Таких спектаклей сейчас очень много. Если у человека не работает душа, то его устроит театр формы, а не содержания. Мы пытаемся искать содержание, что очень трудно.

Театр — это развлечений для элиты или он должен быть в каждом городе?

Когда Станиславский организовывал театр, он специально назвал его общедоступным и художественным, а не элитарным. Поэтому театр — это градообразующий элемент.

Должен ли театр быть в школе? Должны ли дети ставить спектакли? Что важнее: прочитать произведение или его поставить?

Любой детский культпоход энергетически разбивает театр. У театра есть рамки и человек для него должен сначала «созреть». Сейчас такое сложное время, когда непонятно, что хорошо, а что плохо. Изменились многие понятия: честность, благородство, добро и т.д. Я запретил детям посещать наш театр.

Способен ли театр изменить общество?

Нет. Для того чтобы человек изменился, необходимо, чтобы он сначала этого захотел. Изменение человека к лучшему после посещения театра, является некой мечтой.

Люди, выходя из зала после просмотра спектакля, сначала не торопятся, обдумывают, переосмысливают, близко принимают к сердцу происходящее, но не стараются что-то изменить впоследствии и обо всем забывают.

Должны ли мы защищать русскую театральную культуру?

Мы её защищаем в меру тех сил, которые у нас имеются. Знаете ли вы, что в устав театра теперь введено понятие предоставление «услуг населению»? От этого у нас идёт финансирование. Это придумал какой-то чиновник и своей фразой «закомплексовал русский театр».

Относиться к театру, как к услуге, невозможно. Я бы на месте министра культуры убрал это ужасное слово. Сейчас вообще все проблемы в жизни связаны с услугами.

Елизавета Петровна сказала: «дабы искоренить скотство нравов, учредить в Петербурге императорский театр!»

Это гениальная фраза. Театр сейчас не занимается творчеством, а лишь оказывает услуги, что является основной проблемой театра. Артисты должны постоянно открывать для себя какие-то части души. Хотелось бы больше «телодвижений» Министерства Культуры.

Театр сегодня «погибает» и нуждается в дополнительной помощи. Единственный театр, который ее получает в полной мере, это Федеральный.

Большой разговор о театре с Соломоном Спиваком

Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Соломон Спивак

Вам может быть интересно:  Иран и Мы. Развитие и становление Ирана
Рейтинг
( 21 оценка, среднее 3.24 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: