В Советском Союзе существовала особая валюта, за которую можно было купить любовь практически каждой девушки. Это билеты на «Юнону и Авось» в театре «Ленком». Мы договорились с Марком Борисовичем Варшавером, который им руководит уже более 30 лет, поговорить о театре.
- — Марк Борисович, расскажите нам пожалуйста, как случился ваш роман с театром? Это заслуга ваших родителей?
- — Что такое русский репертуарный театр как явление мировой культуры? Чем он отличается от антрепризного театра?
- — Русский театр является развлечением или социальной лабораторией?
- — Является ли театр градообразующим элементом?
- — В советское время была связь с детскими домами творчества. В них спектакли ставились с детьми. Можно ли это сейчас возвратить?
- — В июле президентом нашей страны была подписана стратегия национальной безопасности, в которой есть раздел о стратегии национальной безопасности в области культуры. Смог ли быть театр опорной точкой, которая бы провела на государственном уровне традиционные ценности русского общества?
- — Считаете ли вы, что в регионах необходимо обустраивать филиалы, культуру надо как-то нести туда, где она практически умерла?
- — С чем вы встречаете новый сезон?
— Марк Борисович, расскажите нам пожалуйста, как случился ваш роман с театром? Это заслуга ваших родителей?
Это вопрос издалека, так как роман с театром у меня случился ещё с детства. Я очень любил театр. В то время были интересные спектакли на периферии. Горьковский Театр драмы был просто великолепным. Да и известных артистов там работало немало.
Я считаю, что театр начинается не с вешалки, а с режиссера. Если будет плохой режиссёр, то и вешалка будет пустая. Там, где хороший режиссёр, начинается интересная жизнь. В Горьком, где я родился и жил, всего было 5 театров.
Я с детства привыкал их любить. Человек, который любит театр, является интеллигентным и имеющим желание в чём-то разбираться.
— Что такое русский репертуарный театр как явление мировой культуры? Чем он отличается от антрепризного театра?
Русский репертуарный театр — это набор потрясающих, созданных режиссером — лидером, интереснейших актеров. Так можно сказать, в частности, и про театр Ленком.
Сегодня мы идем по пути того, чтобы давать возможность актёрам играть. К сожалению, играющий актёр — «умирающий» актёр, как и в любой профессии.
Репертуарный театр всегда предполагает много талантливых артистов, а в антрепризном театре собирается несколько человек, которые лишь приносят доход продюсеру. Такой спектакль не может быть хорошим, так как в нём самая главная задача — это выучить текст, чего, конечно же, недостаточно.
Я посмотрел много «западных» спектаклей и сказать о том, что они были увлекательными и интересными, я не могу. Русский театр — это театр переживаний, ведь у нас очень тонко и глубоко работают актеры.
Открытие души русского театра невозможно ни в одной стране мира. Русский репертуарный театр не сравним ни с чем.
— Русский театр является развлечением или социальной лабораторией?
Театр — это работа души. В нем режиссёр вместе с актёрами призывает зрителя к чему-либо. Перенести театр на плёнку невозможно. Снимать можно только фильм. Отработка социальных конфликтов тоже может быть развлекательной в зависимости от постановки, пьесы и актеров.
Спектакли должны быть развлечением в хорошем смысле этого слова. Без режиссёра ничего интересного и значимого в театре не может быть. Он формирует судьбу и личность актёра. Театр может быть разным и зацикливаться на «социальности» не нужно. Сейчас другое время, и бывает очень сложно ставить спектакли, так или иначе относиться к постановке.
— Является ли театр градообразующим элементом?
Раньше были интереснейшие театры и режиссеры на периферии. Сегодня такого нет. Человек, который любит театр, имеет другое мышление, мировоззрение. Сцена помогает ему разбираться в жизни, даёт ответы на многие вопросы.
Сейчас нужно возводить в высокий ранг культуру театра для городов. На сегодняшний день хорошие актёры не хотят ехать на периферию, так как наступило коммерциализированное время.
— В советское время была связь с детскими домами творчества. В них спектакли ставились с детьми. Можно ли это сейчас возвратить?
Таких театров в Москве сейчас очень много. Они ставят даже серьезные спектакли, готовят детей к поступлению в театральные ВУЗы. Потом они становятся известными актерами.
— В июле президентом нашей страны была подписана стратегия национальной безопасности, в которой есть раздел о стратегии национальной безопасности в области культуры. Смог ли быть театр опорной точкой, которая бы провела на государственном уровне традиционные ценности русского общества?
Сейчас правительство очень помогает театрам, особенно в Москве. Это говорит о том, что к культуре и театру есть хорошее отношение. Руководство города ценит и понимает, что без театра и культуры нельзя существовать.
— Считаете ли вы, что в регионах необходимо обустраивать филиалы, культуру надо как-то нести туда, где она практически умерла?
Это нереально, т.к. театры были «удивительными» на периферии много лет назад, но не сейчас. Время поменялось и его уже не вернуть. Самое главное, чтобы люди, находящиеся в регионах, хотели возвратить культуру. Также многое зависит от руководства города.
— С чем вы встречаете новый сезон?
Новый сезон мы встретили потрясающими спектаклями. «Поминальная молитва» — злободневная и нужная для молодёжи постановка с вечными моральными принципами. Сегодня изменились критерии прихода в театр.
Человек приходит сюда, чтобы «насытить» себя культурой. «Под одной крышей» — это спектакль, в котором люди узнают себя. В нём идёт актуальный спор двух возрастных групп, проблема отцов и сыновей, матерей и дочерей.
У нас много планов на этот сезон: 4 новых спектакля. Для артиста самое важное — это получить роль и показать свои способности. Я хочу с радостью сказать, что у нас сегодня играют все, тогда, как раньше было занято лишь 20% актеров.
Сложилась благоприятная атмосфера в театре, когда все работают и получают приличную зарплату. За 18 лет мы не затратили ни единой копейки на новые постановки.
Тем самым, освобождаются деньги на другие цели: приобретение свето- и радиооборудования, декорации и т.д. 16 лет назад мы затеяли крупный ремонт и по сей день всеми силами стараемся, чтобы наш «дом» был и нам, и зрителю приятен, но не забываем, что главный в театре — это артист.
Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде, Марк Варшавер