Ещё раз скажу по поводу театральных режиссёров, деятелей культуры и так далее. Мы уже тогда знали, что часть из них сбежит, а часть мы должны перековать… то есть других режиссёров у меня для вас нет.
Вы не можете взять сегодня и выгнать из всех театров всех режиссёров, несмотря на их либеральные взгляды. А кого вы туда возьмёте? И откуда вы их возьмёте?
У нас есть только режиссёры, которые воспитаны в либеральной парадигме. И их ученики, которые воспитаны тоже в либеральной парадигме. Вопрос состоит не в том, чтобы всех к стенке или в Верхний Ларс, а вопрос состоит в том, чтобы начать диалог.
И в результате этого диалога выявить тех, кто может сформулировать смыслы новой России! И сформулировать их художественным языком
Для Нашего Зрителя – того, который никуда не бежит, того, который хочет жить в своей стране!
__
Сегодня мы побываем в известном театре «Школа современной пьесы», которой руководит народный артист России, режиссер и профессор И.Л. Райхельгауз. Мы пришли сюда поговорить о театре.
- — Иосиф Леонидович, вы народный артист России, профессор и художественный руководитель театра. Как вы все это совмещаете?
- — Ваша любовь и тяга к театру досталась вам от родителей?
- — Почему вы решили стать режиссером?
- — Театр насчитывает историю более 2.500 лет. Что это за социальный институт?
- — Что представляет из себя русский психологический театр?
- —Можно ли перенести театр на плёнку или на телевизионный формат?
- — Должен ли быть в театр в каждом городе или это развлечение для элиты?
- — С чего необходимо приучать детей к культуре? Нужна ли театральная постановка в учебной программе?
- — Идёт ли театр за изменениями в обществе?
- — Чем жёстче система, тем больше расцветает театр?
- — Как вы понимаете стратегию национальной безопасности в области культуры?
— Иосиф Леонидович, вы народный артист России, профессор и художественный руководитель театра. Как вы все это совмещаете?
Помимо театра я регулярно издаю книги, состою в художественных и редакционных советах, читаю лекции в зарубежных университетах и ставлю спектакли в зарубежных театрах. Кроме того, у меня есть много личных спортивных экспедиционных рекордов. В этом театре мы ставим исключительно пьесы, написанные здесь и по-русски. Таким образом, мы открыли огромное количество драматургов, российских прозаиков. Любая премьера нашего театра является мировой.
— Ваша любовь и тяга к театру досталась вам от родителей?
Жизнью своего папы я горжусь гораздо больше, чем своей. У него много боевых наград и орденов, он много чего умел и его этому никто не учил. Мама окончила первый курс медицинского училища во время войны.
— Почему вы решили стать режиссером?
Я горжусь и рад тем, что родился в фантастическом городе — Одессе. Я не сразу собрался быть режиссёром. В детстве я хотел быть писателем, потом я мечтал быть дирижёром. Режиссёром я захотел стать уже в более зрелом возрасте, мне было тогда лет 14-15.
— Театр насчитывает историю более 2.500 лет. Что это за социальный институт?
— Театр — это инструмент и способ, при помощи которого люди помогают себе жить и лечат себя. Если что-то заболело внутри, нужно выпить таблетку, а когда болит душа, возникает много вопросов бытия, нужно идти в театр. Он помогает людям объяснить, кто они такие и позволяет участвовать в неком опыте, ставит диагноз и дает рецепт. Это очень важное место в жизни социума.
— Что представляет из себя русский психологический театр?
Это величайшее приобретение мировой культуры. А.П. Чехов спровоцировал создание русского психологического театра, а Станиславский его структурировал и перевёл в систему, технологию. Это огромное наше богатство, которое мы должны беречь, чтить, развивать и передавать ученикам.
—Можно ли перенести театр на плёнку или на телевизионный формат?
Нет, нельзя перевести на плёнку запах цветка или что-то живое. Театру уже много раз предвещали смерть. Но он из всех искусств наиболее живой. В театре невозможно интерпретировать артиста. Спектакли, которые потрясали много лет назад, они сегодня совершенно не звучат, тем более в записи. Сегодня другие голоса и другие глаза.
Сегодняшняя формула артиста представляет собой безусловное существование в условных обстоятельствах. Люди в театре связанны на уровне чувств, нервов и ощущений. Самое интересное в театре — это глаза артиста, физиология.
— Должен ли быть в театр в каждом городе или это развлечение для элиты?
Если город, страна или человек начинаются от культуры, то дальше они могут достигнуть очень многого. Советская театрообразующая система является мощнейшей и унаследовала русскую культуру. Сегодня мы имеем огромное богатство государственных театров и театральных учебных заведений. Мы должны этим очень гордиться и беречь.
— С чего необходимо приучать детей к культуре? Нужна ли театральная постановка в учебной программе?
Не случайно раньше были домашние театры в интеллигентных особняках Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Иркутска и т. д. собирались люди пятничным вечером, раскладывали по ролям «Горе от ума» и читали. Театральная культура, музыка и литература — это здоровье нации. Детям нужно это отдавать и разрешить этим заниматься. Это должно быть в счастье, а не в лишнюю нагрузку и «обязаловку».
— Идёт ли театр за изменениями в обществе?
По-разному. Великая революция девяностых годов открыла мир. Сегодня мы опять закрылись от мира и находимся в тупике. В девяностые не случайно открылись десятки театров.
— Чем жёстче система, тем больше расцветает театр?
Тем больше сопротивляется театр. Я бы сказал так. Я против давления как с той, так и с другой стороны. Сейчас наш театр представляет нашу страну на крупнейших мировых фестивалях и чаще всего мы получаем Гран-при. Мы прославляем страну нашим театром.
— Как вы понимаете стратегию национальной безопасности в области культуры?
— Я её не понимаю, хотя и являюсь руководителем нашего театра и исполняю все обязанности. В стратегии культуры главное одно: чтобы наши люди имели к ней доступ, максимально свободный и неограниченный.
Если кто-то из деятелей культуры нарушает закон, уголовный кодекс, тогда уже нужно наказывать. Всё остальное — это «мракобесие» и демагогия. У нас есть богатейшая русская культура и никакой стратегии, кроме её сохранения и доступа к ней, быть не должно.
Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде и Иосиф Райхельгауз