Большой разговор о театре с Евгением Гришковцом

Сегодня мы встречаемся с Евгением Гришковцом и будем разговаривать о театре, который был, есть и будет. Он представляет собой систему, государственный институт, который существует множество тысячелетий.

Содержание
  1. — Любите ли вы театр?
  2. — Каким был советский театр и чем он отличается от современного?
  3. — Что конкретно вам не нравится в театре?
  4. — Что представляет собой театр, как институт? Может ли он быть противопоставлен церкви и религии? Что он даёт?
  5. — Зачем человек приходит в театр сегодня?
  6. — Можно ли назвать театр групповой терапией?
  7. — Что вы сегодня хотите потревожить в сегодняшнем зрителе, выходя на сцену?
  8. — Почему театр долгое время разрушал норму, особенно Московский и Петербургский?
  9. — Как донести до людей, что сознание определяет бытие? Сможет ли театр решить эту задачу или это задача школы, детского сада, церкви и т. д.?
  10. — Если детей не нужно водить в театр, то может быть и не нужен репертуарный театр, который из года в год показывает «Ревизора»? Может быть нужно отойти от этого всего?
  11. — Что изменилось за 25 лет?
  12. — Выполняет ли театр воспитательную роль?
  13. — Отражает ли театр состояние общества?
  14. — Что значит понятие «театральный процесс»?
  15. — Что сегодня происходит с театральным образованием? Изменилось ли что-нибудь с введением платного образования?
  16. — Сегодня складывается такое впечатление, что в образовании вырезали все мировоззренческие дисциплины и наше поколение какое-то потерянное.
  17. — Несколько месяцев назад встал вопрос о национальных культурных ценностях, которые распространяются через государственные организации культуры. Что означает этот термин для нашей страны?
  18. — Как выстроить систему для поддержки и привлечения в театр провинциальных актёров?
  19. — Если бы вы были Министром культуры, что бы вы сделали в этом государстве и театральном сообществе?
  20. — Нужно ли создавать профессиональные советы, чтобы получить поддержку государства?

Любите ли вы театр?

Я не могу жить без театра, но театр как таковой я не люблю, особенно тот, который есть сейчас. Очень редко в театре присутствует то, что мне действительно нравится. Если бы театр мне нравился, я бы никогда не сделал собственный театр.

Все авторы театра и кинематографа, музыки и литературы делают свои произведения искусства потому, что их не устраивает то, что происходит в том или ином виде искусства.

Писатели пишут те книги, которые бы сами хотели читать. Режиссёры делают спектакли, которые бы сами хотели видеть, а модельеры шьют такую одежду, которую вы сами хотели носить.

Каким был советский театр и чем он отличается от современного?

Я родился и вырос в городе Кемерово. Областной театр в нём сейчас, по сути, ничем не отличается от того, который был в советское время. Не думаю, что ситуация в Кемерово чем-то отличается в целом по стране.

Во всех городах, более-менее больших, есть какие-то другие формы театра. Я не вижу большой разницы между тем, что было при советском союзе в 70-80 годы и тем, что происходит сейчас в театре. Отличается лишь Московский и Петербургский контекст.

Вам может быть интересно:  Новый главный банк страны. Убытки у Центробанка

Что конкретно вам не нравится в театре?

Сам театр не нравится, как таковой. С возрастом отношений к этому меняется. Если мне в молодости не нравился Малый театр, то сегодня я пойду скорее в него.

Что представляет собой театр, как институт? Может ли он быть противопоставлен церкви и религии? Что он даёт?

Мы можем пытаться представить себе театр древней Греции, но представить себе, что чувствовали при этом античные люди по этому поводу, мы не можем. В античном театре были наборы сюжетов также, как и в японском сегодня. У такого человека не было дома книг, красивых предметов и за этим он ходил в храм и в театр.

Зачем человек приходит в театр сегодня?

За тем же самым, зачем он ходит и в кинотеатр, на симфонический концерт, балет, оперу — за искусством. Только в театр человек приходит с разными целями. Например, для того, чтобы посмотреть вживую на актёра его любимого сериала.

Совсем другое дело, когда люди приходят в какие-то маленькие залы, где на сцене играет современная пьеса с мощным молодёжным «нервом». Кто-то ходит в театр по привычке, а кто-то так скрашивает свой вечерний досуг.

Театр является последним видом искусства, который невозможно оцифровать. Человеку нужно точно чувствовать и понимать, что он дышит одним воздухом с тем человеком, который это искусство создаёт.

Это искусство не настолько зафиксировано, как, к примеру балет со своей партитурой или отрепетированный симфонический оркестр. Ещё очень важно оказаться среди своих соотечественников в зале, чтобы не быть одиноким.

Можно ли назвать театр групповой терапией?

Нет, это всё-таки лечение, ведь терапия работает на то, чтобы помочь человеку, успокоить. А искусство, скорее всего, тревожит. Если терапия помогает человеку улучшить его сон, то искусственно наоборот, лишает человека сна. У искусства и терапии разные задачи. Задачи искусства таинственные, а у терапии — конкретные.

Что вы сегодня хотите потревожить в сегодняшнем зрителе, выходя на сцену?

Сейчас я хочу дать человеку радость, чтобы не было даже дискуссионного момента. Очень важно, чтобы в спектакле звучала очень мощная норма жизни, потому что мы сейчас оказались в катастрофической ситуации разрушения нормы. Её нужно как раз создать хотя бы во время спектакля.

Почему театр долгое время разрушал норму, особенно Московский и Петербургский?

Всегда было много театров и произведений искусства, и в кино, и в литературе, где заявлялось, что человек омерзителен, а жизнь ничего не стоит. Подлость побеждает, бытие определяет сознание. Мы не вспомним и не узнаем этих авторов уже через 10 лет после того, как они выпустили свои книжки и спектакли. Есть талантливые авторы, которые это заявляют, но у них пробивается какая-то мощная жизнь, но такие авторы «долго не живут».

Вам может быть интересно:  Культурный суверенитет России. Переход на национальное телевидение

Как донести до людей, что сознание определяет бытие? Сможет ли театр решить эту задачу или это задача школы, детского сада, церкви и т. д.?

Всё что вы назвали, скорее мешает существованию театра. То, что нас водили в школе в театр, это было для нас преждевременно. У человека с самого детства укрепляется в сознании, что театр — это не для него и это страдание только для того, чтобы чувствовать себя культурным человеком. Пропаганда всё прощает и даёт что-то похоже с сектантством.

Церковь помогает и спасает человека при условии, что в ней пастырь — тот самый человек, к которому можно прийти со своей последней просьбой и надеждой. К искусству прибегать с последней надеждой вряд ли возможно. Задачи, которые ставит перед собой искусство, являются божественными.

Если детей не нужно водить в театр, то может быть и не нужен репертуарный театр, который из года в год показывает «Ревизора»? Может быть нужно отойти от этого всего?

Если бы мы с вами разговаривали об этом 25 лет назад, то я бы ответил на этот вопрос положительно. Тогда я был в первых рядах тех людей, которые ставили своей задачей разрушить российский репертуарный театр, создать проектный театр по примеру Европы. Сейчас я скажу так, что в России нет ничего более ценного, чем репертуарный театр. Это наше достояние.

К репертуарному российскому театру нужно относиться бережно и если мы от него откажемся, то очень скоро в областных центрах вообще не будет никаких театров. Церквей много, а театров мало и это то место, куда человек может прийти спонтанно, просто так, с родителями или друзьями. В театре есть что-то такое, что удивляет человека и становится ему непонятным.

Что изменилось за 25 лет?

В своем родном городе Кемерово я сделал театр-студию, которая была самым ярким театральным явлением в то время в Западной Сибири. Я ничего не вижу плохого в том, чтобы людей автобусом из глухих деревень привозили в театры, чтобы они полюбовались их красотой и побывали в удивительной атмосфере.

Выполняет ли театр воспитательную роль?

Да, театр выполняет и социальную, и воспитательную функцию. Редко там встречаются факты настоящего искусства. Все театральные революционеры 25-летней давности стали сейчас сотрудничать с государством. Они «плодят» режиссёров, которые ездят по областным театрам и ставят спектакли.

Отражает ли театр состояние общества?

В провинции происходят жизни, там люди рождаются и умирают, всю жизнь работают и в то же время ходят в театр. В Москве есть много театров, но нет «театрального процесса». Российскую театральную жизнь можно сравнить с попкорном. Есть огромное количество «людей-невростеников», связанных с театром, поэтому жизнь в Москве довольно трудная.

Вам может быть интересно:  Большой разговор о театре со Львом Додиным

Что значит понятие «театральный процесс»?

В немецком театре есть мощная режиссёрская школа и впечатляет его могущая архитектура. Мы мало понимаем, что значит французский или итальянский театр, но про английский можно сказать, что это процесс. У нас этого нет.

Что сегодня происходит с театральным образованием? Изменилось ли что-нибудь с введением платного образования?

Некоторые школы ещё «держатся». Они базируются на своих театрах, на которых эти школы и реализуется. Для меня театральное образование — это что-то непонятное и является больше навыком. Человек должен научиться сначала читать, получить структурированное образование (историческое, философское, математическое и т. д.)

Сегодня складывается такое впечатление, что в образовании вырезали все мировоззренческие дисциплины и наше поколение какое-то потерянное.

Современная система образования мне не вполне понятна. У нас есть выдающиеся врачи- светила медицинской науки, есть педагоги, но нет образования, выдающиеся инженеры, но нет автопрома. Также происходит и с режиссерами и артистами, но с отсутствием театрального процесса.

Несколько месяцев назад встал вопрос о национальных культурных ценностях, которые распространяются через государственные организации культуры. Что означает этот термин для нашей страны?

В искусстве нет никаких критериев и этот указ о национальных культурных ценностях является «безобразием». Необходимо пытаться воспитывать вкус у масс, но есть много людей, которые приходили в большое искусство из глухих деревень, необразованных семей. Бывает так, что человек появляется на свет с врождённым вкусом. Стремление человека к прекрасному вопреки здравому смыслу, традициям происходит в основном в провинции.

Как выстроить систему для поддержки и привлечения в театр провинциальных актёров?

Нужно совсем другое государство. Устройство нашей страны чрезвычайно централизованно. Кроме Москвы всё остальное можно назвать провинцией. Плодородной почвы для вырастания в провинции практически нет в отличие от столицы. Человеку нужно самому «пробиваться» и ставить перед собой задачи. Настоящий талант непременно будет замечен.

Если бы вы были Министром культуры, что бы вы сделали в этом государстве и театральном сообществе?

Я не могу себя представить министром культуры. Он точно не должен быть художником и творцом. Здесь нужны люди другого образования и сознания.

Нужно ли создавать профессиональные советы, чтобы получить поддержку государства?

Я ни разу не получал никакой государственной поддержки. Бывают редкие люди, которые искренне желают помочь. Деньги «художнику» всегда даются на каких-то условиях, которые чаще всего он не может выполнить.

Я не делал никогда спектаклей, которые требовали больших денежных вложений. Всегда будут проблемы расцвета и проседания, правления «дремучих» и просвещенных людей.

Театр — это такое место, в котором нет «окон». Театр как артистическая и режиссёрская жизнь — это прекрасно. Она кажется актёрам иногда невыносимой и ужасной, но на самом деле они проживают самые интересные годы.

Большой разговор о театре с Евгением Гришковцом

Статья подготовлена на основании выпуска Большой разговор о театре | Дмитрий Роде и Евгений Гришковец

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: